Замысел поэтической сказки «Снегурочка» возник у Александра Островского в начале 1873 года. Пьеса создавалась в счастливые минуты творческого вдохновения. Автор считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии, поэтому высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней. На одном из беловых автографов «весенней сказки» стоит дата – 31 марта. Примечательно, что это день рождения писателя, которому в 1873 году исполнилось 50 лет. Возможно, что Александр Николаевич хотел специально приурочить завершение произведения к своему дню рождения.
Сказочная пьеса «Снегурочка» выделяется среди других произведений Александра Островского лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем.
Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Родник с тёмно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остаётся он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключ, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце.
Главные герои сказочной пьесы
Снегурочка – центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Холодная красота Снегурочки сеет раздор и ссоры в мире берендеев. Ледяное её сердечко равнодушно к страданиям девушек, у которых она бессознательно «отбивает» женихов. Равнодушна она и к своим поклонникам, не понимая их терзаний, не сознавая причины слёз, пробегающих по их щекам. Равнодушно следуя за Мизгирём, Снегурочка наивно безразлична к горю Купавы, лишена сострадания и вины перед нею. Она не понимает её тоски, обиды, горьких слёз.
Мороз – отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед. Весна-Красна – мать девушки, несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить. Лель – ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший чувства и эмоции в Снегурочке. Торговый гость Мизгирь, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В итоге он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго – и после ее гибели сам расстался с жизнью. Даже второстепенные герои пьесы получились яркими и характерными: царь Берендей, Бобыль и Бобылиха, Лель, бывшая невеста Мизгиря Купава – все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.
Конфликт, пронизывающий художественную ткань произведения, имеет и социальный подтекст. Союз Весны и Мороза – это неравный брак, который нарушает установленный Солнцем природный лад и навлекает гнев всесильного бога.
Молодая мать – Весна бережно лелеет в дочери ростки распускающейся жизни, хочет дать им простор и волю. Мороз же, напротив, считает любовь и волю губительными. Подобно купеческому самодуру-отцу, он хочет замкнуть свою дочь в холодный терем, удержать её при себе щедрыми дарами, не понимая, что любовь и воля дороже всяких материальных благ.
Спорят между собою в сказке и два типа земной красоты. Один тип утверждает Мороз – это холодная красота оцепенения, безмолвия и бесчувственности. Другую несёт в мир Весна – горячую красоту жизни и возрождения. Драматургическое развитие конфликта – это процесс постепенного природного и человеческого потепления, завершающийся торжеством солнечного света.
Спасение невозможно без избавителя, приносящего искупительную жертву. Таким избавителем в сказке становится Снегурочка, готовая в итоге растаять ради себя и людей, ради одухотворённой и горячей любви.
В финале драмы, когда Снегурочка «заклубилась лёгким паром и в лучах зари исчезла», когда исступлённый Мизгирь бросается в озеро с Ярилиной горы, царь Берендей, потрясённый случившимся, говорит:
Мудрый Берендей прав: в финале драмы торжествует высшая справедливость. Искупительная жертва сменяет гнев Солнца на милость, и к прозревающим, «оттаивающим» от зимнего холода берендеям возвращается тепло. Обращаясь к народу, царь Берендей взывает:
Александр Николаевич Островский писал пьесу одновременно с работой композитора Петра Ильича Чайковского, произведение изначально создавалось как литературно-музыкальное. Однако первичной была драматургия. Музыка композитора следовала за словом драматурга, известно, что слова песен писались в последнюю очередь, с опорой на фольклорные источники.
Музыкальное сопровождение спектакля, сочинённое по предложению самого драматурга Петром Ильичом Чайковским, стало отдельной темой в обсуждении спектакля-феерии. Композитор с удовольствием принял предложение написать музыку к «Снегурочке»: пьеса-сказка ему понравилась, и он был удовлетворён своим сочинением, признаваясь: «Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».
В. М. Васнецов стал одним из основателей традиции по-настоящему художественного оформления спектаклей в русском театре. Логическим завершением его интереса к теме «Снегурочки» стала одноимённая картина, изображающая девушку на фоне зимнего леса (1899 год). К тому же времени относится изготовленный М. А. Врубелем цикл майоликовых фигур на тему пьесы-сказки Островского. Так началась перекодировка темы «Снегурочки» в других видах русского искусства.
Александр Островский высоко оценил работу П. И. Чайковского, а вот к новаторству Н. А. Римского-Корсакова отнесся с осторожностью, так как композитор решил писать либретто, что, по мнению драматурга, могло исказить изначально вложенную в пьесу идею.
Осенью 1880 года Римский-Корсаков представил на суд драматурга либретто. 10 ноября Островский написал: «Я нахожу, что либретто составлено очень хорошо». Писатель говорил про оперу: «Музыка Корсакова к моей Снегурочке удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а затем неудержимо-страстной героини сказки».
Преодоление театральной рутины и стремление найти соответствующие глубинному смыслу «Снегурочки», её народному характеру, её поэтике связано с постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова в Частной русской опере С. И. Мамонтова в 1885 году. Сценическим открытием в этом спектакле было его оформление В. М. Васнецовым в содружестве с К. А. Коровиным и И. И. Левитаном. Живопись, соединяясь с музыкой в общем национальном чувстве, поэтическом и земном, раскрыла тот лиризм и то зрелищное богатство, которое заложено в пьесе.
«Снегурочку» Римский-Корсаков считал своей «Девятой симфонией» и лучшей из написанных им опер. В своей любви к «Снегурочке» композитор был бескомпромиссен: «Могу сказать: кто не любит «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня».
Литературная и сценическая судьба «Снегурочки» не оправдала ожиданий Островского.
Обращение драматурга к поэтическому сюжету, далёкому от прямой связи со злобой дня, вызвало недоверчивое отношение к «весенней сказке» в так называемых «прогрессивных кругах» русского общества. Им показалось, что Островский изменил обличительному пафосу своей драматургии. Особенно огорчило Островского прохладное отношение к сказке Н. А. Некрасова, предложившего за неё оскорбительно низкий гонорар.
Оперные спектакли «Снегурочки» и в Петербурге, и в Москве вызвали достаточно противоречивые отклики в печати, преобладали негативные суждения. Петербургская премьера «ещё была далека от необходимого для этой драматургии и этой музыки синтеза искусств – снова ставилась феерия, но без особой режиссёрской выдумки и мастерства; танцы были поставлены небрежно; в оформлении спектакля недоставало единого образного решения».
Традиционные представления о драме, господствовавшие в европейской и русской эстетике, препятствовали признанию новых жанровых форм, проявившихся в «Снегурочке». В критических оценках пьесы-сказки явно присутствовало непонимание и неприятие своеобразного сочетания фантастического и бытового элементов в сюжетном действии.