«Люблю тебя,
Петра творенье...»
Я знал поэзию, веселость и покой…
Станицу гордую спокойных лебедей».
А. С. Пушкин
«Царское село», 1819 г.
Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом
в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать в Императорский Царcкосельский лицей.
Он приехал вместе с дядей Василием Львовичем Пушкиным.
Дядя и племянник остановились в модной гостинице Демута
на Мойке, считавшейся одной из лучших в Петербурге.
Номера в гостинице сдавались для всех желающих, на любой кошелёк и вкус.
Гостиница «Демут» - Демутов трактир - лучшая и популярнейшая в Петербурге конца XVIII - начала XIX века, находится на набережной Мойки, дом 40
В июне 1817 года после окончания Лицея Пушкин переехал в Петербург и поселился в квартире своих родителей на окраине Петербурга, на Фонтанке, в доме флотского капитана Клокачева. Дом Клокачева находился в «тихой Коломне», близ Калинкина моста.
«… Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову — и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье».
Описания Коломны — тогдашнего глухого предместья Петербурга, — образы ее жителей и их мещанского быта, несмотря на шутливый сюжет поэмы «Домик в Коломне», даны с необыкновенной реалистической верностью, наблюдательностью и поэтичностью. Они пополняют ту обширную картину русской жизни, которую создал в своих произведениях Пушкин:
«…у Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой будкой. Вижу как теперь
Светелку, три окна, крыльцо и дверь…
Да стражи дальний крик, да бой часов...»
А. С. Пушкин
Из поэмы «Домик в Коломне»
В годы жизни великого поэта, в России еще действовало крепостное право. Мысли о его отмене давно уже посещали умы многих общественных и литературных деятелей, современников Пушкина.
Впервые А. С. Пушкин упомянул Петербург в 1817 году в оде «Вольность», где выступил с жесткой критикой власти, за что впоследствии был выслан из города. Это стихотворение могло вообще не увидеть свет, так как было слишком свободолюбиво. Пушкин рисковал, так открыто выражая свои мысли о власти, хотя в силу возраста еще не полностью понимал угрозу цензуры.
Оду «Вольность» Пушкин писал на квартире братьев Тургеневых в старинном доме князя Голицына на Фонтанке. Из окон этой квартиры был виден Михайловский замок, где был убит Павел I (вот, о ком пишет Пушкин в стихотворении «Вольность»). Видя обитель самодержавия, и размышляя над его деспотической природой, автор сочинил одно из самых вольнолюбивых своих творений.
Михайловский дворец. Автор литографии Карл Беггров, 1832 г.
«…Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…
…Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъёмный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наёмной…»
А. С. Пушкин
Ода «Вольность», отрывок произведения
Большое внимание уделяет Пушкин описанию Петербурга
в романе «Евгений Онегин». Образ Северной столицы предстаёт разносторонним и многогранным, изысканным
и бытовым, противоречивым и гармоничным. Город играет
в романе одну из главных ролей, выступает его важным персонажем, а не просто антуражем для действующих лиц.
«Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод весёлое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
А. С. Пушкин
Роман «Евгений Онегин»
(отрывок из главы I)
Александр Пушкин и Евгений Онегин, оба восхищались красотой и величием города. В романе описываются главные и роскошные места и достопримечательности Петербурга: Невский проспект, набережная Невы, Миллионная улица, Летний сад, французский ресторан «Talon», Театральная площадь.
Рожок и песня удалая...
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит,
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни;трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой васисдас …»
А. С. Пушкин
Роман «Евгений Онегин», отрывок произведения
«И в Летний сад гулять водил...» - строчка, знакомая каждому. Действительно, Летний сад, заложенный еще Петром I, был любимым местом прогулок жителей Петербурга. Не случайно именно сюда водил гулять Евгения Онегина его гувернер monsieur l'Abbé. Летом 1834 года Пушкин снимал квартиру неподалеку – в приходе Пантелеймоновской церкви и в одном из писем жене, уехавшей с детьми в Полотняный завод, писал: «Нашла за что браниться... за Летний сад и за Соболевского. Да ведь Летний сад - мой огород.
Я, вставши от сна, иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома».
Под этим бульваром, где фланирует Евгений, подразумевается обширный Адмиралтейский бульвар-променад, протянувшийся вдоль Адмиралтейства. Так он назывался вплоть до 1872 года. Кстати, бульваром в пушкинское время называли и Невский проспект. Посреди проспекта до 1820 года был проложен бульвар, доходивший до Аничкова моста через реку Фонтанку (в то время мост был ещё без скульптур Клодта, его украшением служили четыре каменные башни). По обе стороны бульвара часто устраивались в зимнюю пору катания на санях.
«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед».
А. С. Пушкин
Роман «Евгений Онегин»
Ресторан Talon — известный в Петербурге ресторан искусного французского повара Пьера Талона. Это модное заведение существовало до весны 1825 года. Он находился в доме 15 по Невскому проспекту.
В описываемый период времени этот ресторан был одним из самых модных и дорогих в Петербурге.
Золотая петербургская молодёжь, к которой, несомненно, относился и Онегин, собиралась в этом ресторане для холостых «завтраков». Об этом свидетельствует меню, описанное Пушкиным:
И ананасом золотым».
Онегин полетел к театру...»
Можно предположить тот путь, которым следовал Онегин к Большому Каменному театру. Сначала
по Большой Морской улице, затем мимо тогда ещё только строящегося Исаакиевского собора,
по набережной реки Мойки, через Поцелуев мост, на Театральную площадь.
Облик Театральной площади пушкинского времени в целом близок к современному виду площади,
за одним исключением: нет Большого Каменного театра, куда отправился Евгений. На месте здания
театра, с использованием его фундаментов, во второй половине ХIХ века было выстроено здание Консерватории.
Миллионная улица
Поэт нашёл несколько красивых слов и о Миллионной улице, где
«…дрожек отдалённый стук
С Мильонной раздавался вдруг».
С приездом императрицы Екатерины Второй в Зимний дворец смежные с дворцом улицы и площади
стали украшаться и отстраиваться. Так, Миллионной в это время было дано новое направление, и начаты постройки богатых домов, от которых она и получила своё название.
«Дрожек отдалённый стук», раздававшийся ночью с Миллионной, упоминается в романе, скорее всего,
в связи с тем, что на этой улице размещались гвардейские казармы, среди обитателей которых было
немало друзей и приятелей Пушкина. Гвардейцы вели достаточно свободный образ жизни, ночные прогулки, поздние возвращения были частым явлением, поэтому стук копыт и весёлые клики, позднею порой раздающиеся с Миллионной, были характерной приметой пушкинского Петербурга.
Английская набережная
Название «Английская набережная» появилось в XVIII веке, когда большинство особняков на набережной Невы принадлежало английским купцам. В середине XIX века русская знать постепенно вытеснила англичан с этой территории, но название закрепилось.
В 1820-х годах на Английской набережной часто бывал Александр Сергеевич Пушкин. Поэт служил в располагавшейся здесь Коллегии иностранных дел.
На набережной в доме графини А. Г. Лаваль был один из самых популярных литературных салонов Петербурга. Известно, что А. С. Пушкин читал здесь «Бориса Годунова» .
В 1830-е годы Петербург все чаще являлся местом действия в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В «Пиковой даме», «Домике в Коломне» и других «петербургских» произведениях поэта описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им,
можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои.
Один из самых известных литературных персонажей, имевший реальный прототип, это старая графиня из повести «Пиковая дама». Особняк на углу Гороховой и Малой Морской улиц называют домом Пиковой дамы: здесь в 30-е годы XIX века в «доме старинной архитектуры» доживала свой век княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая прототипом пушкинской героини.
«Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился. — Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
— Графини ***, — отвечал будочник».
В «Пиковой даме» был окончательно создан новый,
впервые появившийся в литературе образ Петербурга – города абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, идеалов, города, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь.
«Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..».
А. С. Пушкин
из повести «Пиковая дама»
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость…»
Санкт-Петербург является центральным образом поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», которая начинается с истории создания города. На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу. Назло природе город возносится «пышно, горделиво». Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем здесь когда-то хаосе: «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами». Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем,
а своеобразным сообщником стихий. Город становится местом, где судьба человека находится в тесной связи с силами стихии.
Красота города на Неве торжественна и печальна. Петербург, показанный
А. С. Пушкиным, противоречивый и таинственный город, полный загадок и тайн.
Пушкин смотрел на окружающую его действительность глазами историка,
но ему чуждо было бесстрастие летописца. Каждое новое поколение узнавало
в произведениях Пушкина что-то ценное
и близкое, потому что все его творчество
было обращено к будущему.
Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, поныне узнаваемым городом. Поэтому, говоря о Петербурге, мы воспринимаем
его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях.
Список использованной литературы.
3. Лотман Ю.М. Пушкин А. – С-Петербург: Искусство – СПб, 1995.
4. Пушкинский Петербург. – Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1949.
5. Пушкин А.С. Медный всадник: Кн. для чтения с иллюстрациями А. Бенуа и комментариями.- М.: Русский язык, 1980.