Прочитаем

«Онегина»

вместе



По страницам пушкинского романа с филологом и литературоведом

Натальей Григорьевной Долининой,

автором книги «Прочитаем «Онегина» вместе»

Роман «Евгений Онегин»

- энциклопедия русской жизни.


В. Г. Белинский

Белинский отмечал, что «Евгений Онегин» – поэма историческая, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». Пушкин сделал героями своего произведения обычных людей, он

хотел, чтобы читатель сам узнавал характеры и нравы своих современников, представленные в

череде будничных событий, дел, развлечений. Великий поэт стремил­ся к тому, чтобы вопросы, поставленные в романе, человек применил к себе и своей жизни, сравнил, оценил и изме­нился.

В творчестве А. С. Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает центральное место. Он стал первым действительно национальным романом (к тому же стихотворным) как по форме, так и по содержанию.

До него русская литература носила по преимуществу подражательный характер. Герои произведений, весь их внутренний мир, чувства и переживания были напрямую списаны из классических западных романов.

К тому же русское дворянство находилось под абсолютным влиянием европейской культуры. Для высшего общества было характерно: обязательное знание французского языка (порой в ущерб русскому), европейская мода и обычаи, пренебрежительное отношение к «простонародным» национальным традициям.

Портрет А. С. Пушкина.
Рис. А. П. Елагина с оригинала
В. А. Тропинина 1827

Трудность понимания романа современным читателем заключается в том, что Пушкин упоминает огромное количество бытовых деталей, использует вышедшие из обращения слова, делает неясные намеки.

Это максимально приближает роман к конкретной эпохе, но требует специальных разъяснений.


Вот несколько примеров, подтверждающих неразрывную связь произведения с пушкинской эпохой:

– Онегин отправляется на прогулку, «надев широкий боливар». Боливаром в России называли цилиндр
с широкими полями, названный в честь латиноамериканского вождя национально-освободительного движения Симона Боливара.

– Онегин едет на бал в «ямской карете», т. е. наемном экипаже. Отсутствие собственной кареты («выезда») означает расстроенное финансовое состояние главного героя.

– «С кувшином охтинка спешит», т. е. жительница окраинной части Петербурга Охты несет молоко.

Пушкин многое говорит не прямо, не в лоб; он верит уму и догадливости читателя, ждет серьезного отношения к своим стихам.
Вот слова Онегина о презрении к людям, о том, что «нет очарований» -

«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней;
Тому уж нет очарований…»

Пушкин тонко и мудро иронизирует над этими фразами Онегина:
«Всё это часто придает большую прелесть разговору» - и только!

Все эти мрачные речи Онегина несерьезны для Пушкина, он знает другое: и люди бывают разные, и очарования в жизни есть всегда, надо уметь их найти - вот в чем задача!

Евгений Онегин.
Иллюстрация к роману
художника Д. Белюкина

По страницам романа

К каждой главе романа сам Пушкин в черновиках дал неофициальные названия. Вот они:

Глава 1. Хандра; Глава 2. Поэт; Глава 3. Барышня;

Глава 4. Деревня; Глава 5. Именины; Глава 6. Поединок;

Глава 7. Москва; Глава 8. Странствие; Глава 9. Большой свет.

Глава под названием «Странствие», в которой описывается путешествие Евгения Онегина,

в последствии была убрана из романа.

И жить торопится, и чувствовать спешит.

Князь Вяземский

Начало первой главы «Евгения Онегина» мы все знаем наизусть с детства:
«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...»

Пушкин берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова «Осёл и мужик» – «Осёл был самых честных правил...» и переделывает ее по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов – за свободу мысли, свободу творчества.
Иллюстрации к роману художника Лидии Яковлевны Тимошенко
Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы:

«…Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!».

Первая глава посвящена Евгению Онегину: его детству, юности, привычкам, развлечениям, друзьям. Автор описывает его распорядок дня: позднее пробуждение, поездка в ресторан, в театр, на бал, а затем позднее возвращение домой. На первый взгляд, жизнь Онегина привлекательна: развлечения с утра до глубокой ночи, в течение
одного дня он успевает попасть на светский раут, выпить с друзьями, вскружить голову какой-нибудь барышне, заехать попутно в театр.

Пушкин беспощадно точно определяет эту жизнь:
«...однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера».

Евгений Онегин.
Иллюстрация к роману
художника
Е. Самокиш-Судковской
Автор задает самый главный вопрос - тот,
на который и мы с вами ищем ответа:

«Но был ли счастлив мой Евгений?»
«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели... »
Увы, Онегин несчастлив, и это
не вина его, а беда:

«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел»
Беда Онегина в том, что «труд упорный ему был тошен». В нем живы ум, совесть, мечтания, но нет способности действовать, быть активным, трудиться, верить людям - той самой способности, которой, наперекор своему веку, обладали Пушкин и его друзья. Это поколение приняло на свои плечи войну 1812 года и дало России декабристов. Почему же люди этого поколения, и реальные исторические лица, и литературные персонажи, такие разные?

Мы часто говорим о поколении в целом, совсем не учитывая того, что каждая возрастная группа людей вовсе

не одинакова, что в каждом поколении есть свои борцы и мыслители, герои и философы, трусы и подлецы, карьеристы и стяжатели. Это - полюсы поколения, крайние точки. Онегин не стоит ни на одном из полюсов.

Он умен и честен настолько, чтобы не довольствоваться образом жизни, который устраивает многих светских людей; но у него нет того глубокого понимания жизни, той силы личности, которая помогла бы ему выбрать свой путь.

O, rus!… О, Русь!

Гораций

Слова Горация «O, rus!» переводятся с латыни, как: «О, деревня!». В этой главе Пушкин описывает деревню, «где скучал Евгений», знакомит с главными героями, и рассказывая о них, показывает быт провинциальной России.
Вот автор рассказывает о жизни дяди Онегина, который:

Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

В двух строчках - целая жизнь, и какой невыразимой скукой повеяло от этой жизни: сорок лет без дела в глухой деревне! О дяде Онегина не случайно рассказано именно здесь: попав в деревню, Евгений имеет полную возможность повторить дядину жизнь - что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое
не способен.

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.



Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Трудно Онегину в деревне, потому что он умнее, честнее тех людей, которые окружают его.
И ему эти люди ненавистны, и он им враждебен:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

Читая первую главу, мы сравнивали Онегина с умнейшими, выдающимися людьми своей эпохи. Евгений не таков, как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение понимать жизнь, но он много выше среднего человека своего круга.

Владимир Ленский. Иллюстрация к роману.
Художник Д. Белюкин
Когда на сцене появляется Владимир Ленский, мы знакомимся
с еще одним типом русского молодого человека пушкинской поры.

...С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный...

В Геттингенском университете в Германии воспитывалось немало русских юношей - и все они были известны своими «вольнолюбивыми мечтами». «Дух пылкий и довольно странный» был у другого «поклонника Канта и поэта» - Вильгельма Кюхельбекера, того самого Кюхли, которого так дразнил в детстве и так любил всю жизнь Пушкин. Ленский наивен, не знает жизни, но Онегину, конечно, интереснее с ним, чем с остальными соседями, которые «благоразумно» беседуют
«О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне».

Онегин и Ленский подружились. Но они ведь такие разные:
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена:
«Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья».

Евгений Онегин и Владимир Ленский.
Иллюстрация к роману.
Художник Д. Белюкин
Как выглядит Онегин? Какие у него глаза, волосы, какого он роста? Пушкин не нарисовал его портрета, да и о Ленском мы знаем одну только деталь: «кудри черные до плеч». Познакомившись с Татьяной, мы также ничего не узнаем о ее внешности: не это важно Пушкину. И в Онегине, и в Татьяне Лариной , и в Ленском важно другое: их духовный облик, мечты, страдания, мысли.

Ольга Ларина. Художник Д. Белюкин
А Ольга Ларина выписана подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий
стан - и так привычно! Чтобы читатель не заблуждался, Пушкин и
сам подчеркивает эту привычность, банальность внешности Ольги:

Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.


«Ее сестра звалась Татьяна...»

Татьяне посвящены четыре строфы - в трех из них бросается
в глаза настойчивое повторение частиц НЕ и НИ:
«НИ красотой сестры своей,
НИ свежестью ее румяной
НЕ привлекла б она очей. ...
Она ласкаться НЕ умела К отцу,
НИ к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать НЕ хотела...»
И дальше:
«...ее изнеженные пальцы НЕ знали игл»,
«узором шелковым она НЕ оживляла полотна»,
«куклы... Татьяна в руки НЕ брала»,
«в горелки НЕ играла»...
Пушкин рассказывает не столько о том, какой была Татьяна,
сколько о том, какой она не была: она не была обычной.

Татьяна Ларина. Художник Д. Белюкин
А вот о родителях Татьяны и Ольги автор пишет
с усмешкой:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой...

Достойный сосед дядюшки Онегина, единственным чтением которого был «календарь осьмого года»
(а действие происходит в1821-м!).
Пушкин грустно и насмешливо смотрит на стариков Лариных: они ведь добрые, в сущности, люди, а как тускло и мелко живут! «Привычки милой старины», царствующие в доме Лариных, приятны поэту:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод...

Но эта размеренная, спокойная жизнь по раз навсегда установленным традициям не освящена мыслью, делом; она бесполезна и потому страшна.

А ведь отец Татьяны Дмитрий Ларин тоже не всегда был «простым и добрым барином»: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятии крепости Очаков.
Куда же все-таки уходят поиски, метания, стремления молодости, когда приближается старость? И неужели неизбежно вот это превращение юного, страстного, деятельного человека в слишком уж спокойного, медлительно доживающего свой век обывателя? Неужели привычка сильнее всех бурных сил, живущих в человеческой душе?
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет
в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!»
написал ученик и последователь Пушкина Николай Васильевич Гоголь в шестой главе «Мертвых душ»,
в ужасе остановившись перед обратившимся в «прореху на человечестве» Плюшкиным.

Нет, нельзя поддаваться привычке, надо нести с собой в зрелые и старые годы бодрость и дух молодости - об этом невозможно не думать, читая о судьбе отца и матери Татьяны. Это, может быть, самое трудное уменье, какого способен достичь человек: не раздражаться на молодость за то, что она молода, а радоваться и любоваться ею. Находить радость в каждом возрасте, который приходит к человеку. Называть добрым тот час, когда придется уйти из жизни, потому что останутся другие люди, наступит их черед мечтать, любить, горевать, бороться, страдать - жить. Этим уменьем обладал Пушкин - он подарил, оставил его нам.

«Еllе etait  fille, elle etait amoureuse»

Malfilatre

В пушкинском плане романа третья глава называется «Барышня». И эпиграф: «Она была девушка, она была влюблена» подсказывает - глава эта посвящена Татьяне. Мы сразу понимаем: Татьяна влюбится в Онегина.
А Пушкин и не думает этого скрывать: в его романе главное не повороты сюжета (все в нем очень просто),
а мысли, чувства, искания героев и автора.

Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману.
Художник Е. Самокиш-Судковская
Белинский, объясняя характер Татьяны, написал:
«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал... Девические дни ее ничем не были заняты, в них не было своей череды труда и досуга... И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайной: его аристократизм, его светскость, его равнодушие ко всему, странность жизни не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным».

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!


Татьяна совсем не знакома с Онегиным: она встретила его один только раз, да еще слышала неодобрительные разговоры «расчетливых соседей». Девушка понимает, что Евгений не такой, как они,
и этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом и полюбить.
Мужчины знакомы ей только по романам, она и наделяет Онегина качествами литературных героев:

Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Татьяна по характеру «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная» читаем мы у Белинского. Любовь Татьяны - настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось. Вот почему Пушкин уважает эту любовь и преклоняется перед Татьяной. В обыкновенной русской деревне среди глупых надутых помещиков
и замученных ими крестьян, среди пошлых сельских барышень вырос характер яркий, сильный, способный на трудное счастье неразделенной любви...

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь...

Когда читаешь книги гениальных писателей, испытываешь трепет перед необъяснимым чудом. Как, откуда, каким образом мог Толстой узнать, почувствовать и передать ощущения шестнадцатилетней девушки на ее первом бале? Кто дал Чехову этот дар проникновения в душу женщины, ждущей ребенка, или в мучительную тоску старого извозчика, у которого вчера умер сын - и некому поведать свою печаль?

Письмо Татьяны - одно из таких чудес. Оно всё - порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно всё - подлинно, оно написано именно русской девушкой, начитанной и неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой.
Иллюстрация к роману.
Художник
Е. Самокиш-Судковская
Нравственность - в природе вещей.

Неккер

В начале четвертой главы, Пушкин вновь возвращается к петербургской жизни Евгения Онегина.
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Это - мысли Онегина. То, что произойдет между Евгением
и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина. Когда-то в юности, едва вступив в свет, Евгений был искренен, знал подлинные чувства:
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. «Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям,
и к чувствам:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.

Онегин танцует с Ольгой на именинах Татьяны.
Иллюстрация к роману.
Художник Е. Самокиш-Судковская
Искренние увлечения сменились игрой; надежды
и мечты молодости показались наивными, несбыточными; пришло неверие, а с ним - безразличие к жизни. Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми - вот Онегин не умеет, боится. Он проговаривается:

Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных...


Такая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом Онегина! Но идеал этот - «прежний», Евгений больше не верит в него; поздно, как ему кажется, встретил он Татьяну... Ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражен его взглядами, его предрассудками:

Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его...

Онегин и Татьяна. Иллюстрация к роману.
Художник Е. Самокиш-Судковская
Со своей точки зрения Онегин прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
В том-то и трагизм этого мучительного для обоих разговора, что к беде поведет не неопытность Татьяны, а опытность Евгения! Думая, что оберегает Татьяну, герой романа убивает свое будущее счастье, как убил восемь лет жизни, свои мечты, свои искренние чувства... Вот так встретились в саду два человека, которые могли и должны были полюбить друг друга и быть счастливыми. Встретились - и друг друга не поняли. И разошлись, несчастливые.

Пушкин не дает ответа на вопрос: кто виноват?
Но всем ходом событий он подсказывает читателю этот ответ: виноват стиль жизни, бездеятельной и лицемерной, бесстрастной и пустой, который убил
в Онегине живые чувства. Он теперь боится и не умеет любить кого-нибудь, кроме самого себя.
Но Татьяне-то от этого не легче!
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит...
Иллюстрации к роману. Художник Лидия Яковлевна Тимошенко
«О, не знай сих страшных снов, Ты, моя Светлана!»

Жуковский

Эти строчки Пушкин делает эпиграфом к пятой главе неслучайно. Главное место в этой главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется. «И снится чудный сон Татьяне». Во сне Онегин спасает
ее, он нежен и ласков - именно этого ждала девушка, именно это хотела увидеть - любовь Онегина. Но в конце сна появляются Ольга и Ленский, возникает ссора...
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах, с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком,
а вот Полу-журавль и полу-кот....

...Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит...

Сон Татьяны.
Иллюстрация к роману.
Художники Анна и Елена Бальбуссо

Сон Татьяны.
Рисунок художника И. Волкова. 1891 год
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
Глядит, уж в комнате светло;
В окне сквозь мерзлое стекло
Зари багряный луч играет;
Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;
«Ну, говорит, скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?»

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Ничего таинственного, необъяснимого нет во сне Татьяны: просто любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья... Из необдуманных, эгоистических поступков Онегина и Ольги на именинах складывается трагедия.

Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Порой совсем мелкие, незаметные поступки приводят к огромным результатам - плохим и хорошим. Мы так часто забываем об этом, так часто не ведаем, что творим, а потом, когда опомнимся, поймем, - уже поздно, уже принесли непоправимую беду другим или себе!

Сон Татьяны. Иллюстрация к роману. Художник Е. Самокиш-Судковская

«Там, где дни облачны и кратки, родится народ,
которому умирать не больно»

Петрарка

Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и незначительна ссора Онегина и Ленского, что хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Вот так оно и бывает в жизни: надвигаются страшные события, их можно изменить, если люди приложат к этому усилия, но усилия не прикладываются - и события происходят неотвратимо. Если бы Ленский знал о любви Татьяны... Если бы Татьяна знала о назначенной на завтра дуэли... Если бы хоть няня сообразила рассказать Ольге, а та - Ленскому о письме Татьяны... Если бы Онегин преодолел свой страх перед общественным мненьем... Ни одно из этих «если бы» не осуществилось.
И вот начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах «враг» и «друг». В самом деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или еще друзья? Они и сами этого не знают.

Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...

Поединок.
Иллюстрация к роману.
Художник Л. Я. Тимошенко
Ленский убит, Онегин отнял жизнь у человека, который мог быть счастлив. Как ему жить теперь
в своем доме, где все напоминает о друге: вот здесь обедали вдвоем, в этой карете ездили к Лариным,
об этих книгах говорили, из этого бокала любил он пить вино, здесь у камина сидел вечерами... Сколько должен был Онегин передумать, как истерзать себя
за малодушие, за трусость, каким судом осудить?

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина.

После дуэли. Иллюстрация к роману. Художник Д. Белюкин

В этой ситуации Пушкин оставляет своих героев, он обещает: «Со временем отчет я вам подробно обо всем отдам, но не теперь». И признается: «Хоть я сердечно люблю героя моего... но мне теперь не до него».
Не до него - потому что настала пора рассказать читателю об очень важных мыслях, чувствах, о новом понимании жизни, которое открылось Пушкину. Именно здесь, к концу шестой главы, после смерти Ленского, Пушкин прощается со своей молодостью: Ленский - молодость Пушкина, мечты, романтизм, восторженное отношение к жизни...

Пушкин на набережной Мойки. Художник А. М. Кравчук
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь
За ней ленивей волочусь... ...
Другие, хладные мечты,
Другие, строгие заботы
И в шуме света и в тиши

Тревожат сон моей души.

Плохо это или хорошо, когда уходит молодость, когда появляются
«другие, хладные мечты, другие, строгие заботы»?
Есть радость и в мудрости, приходящей к человеку в зрелые годы, - если, конечно, она приходит. Ужасна потеря юных идеалов и мечтаний, когда вместо них ничего не обретаешь и жизнь
кажется пустой, знакомой и неинтересной...
Как не любить родной Москвы?

Баратынский

Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!
Где ж лучше? Где нас нет.

Грибоедов

Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?

Дмитриев

Шестую главу «Онегина» Пушкин завершил в середине 1826 года и, хотя обещал читателям вернуться к своему герою, не возвращался к нему долго - трудное было время. Не случайно 1826-1830 годы биографы Пушкина называют годами странствий.

В седьмой главе мы узнаём, что же случилось с героями романа. Онегина нет - и где он, неизвестно. Ленский похоронен, на могилу его еще недавно «ходили две подруги... но ныне... памятник унылый забыт». Ольга вышла замуж. Пушкин рассказывает о ее судьбе неуважительно, насмешливо. Избранник Ольги не имеет никаких человеческих качеств: он «улан» - и только!

Могила Ленского. Иллюстрация к роману.
Художник Л. Я. Тимошенко
Мой бедный Ленский!
За могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой...

Так равнодушное забвенье
За гробом ожидает нас.
Врагов, друзей, любовниц глас
Вдруг молкнет.
Про одно именье
Наследников сердитый хор
Заводит непристойный спор.

Однажды летним вечером, бродя по окрестным
лесам, Татьяна случайно заходит в поместье Онегина. Влюбленной Татьяне, попавшей в дом Онегина,
«все здесь кажется бесценным».
Кабинет Евгения - совершенно такой, как десятки кабинетов модных молодых людей начала XIX века,
но Татьяна впервые оказалась «в келье модной»,
и ее поражает всё:

И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.

Татьяна в кабинете Онегина. Иллюстрация к роману. Художник Л. Я. Тимошенко
Татьяне открылся иной мир! Лучше или хуже, чем ее собственный, - это трудно определить сразу. Но конечно,
совсем другой, чем тот, в котором она жила до сих пор.
Сказки и преданья, приметы, народные обычаи и «разговор благоразумный о сенокосе, о вине», сентиментальные романы
с их дивными героями и жуткими злодеями - весь этот мир, знакомый Татьяне, вдруг обрушился. Поэмы и романы, найденные Татьяной в кабинете Онегина, были совсем не похожи на то, что она читала раньше.
Здесь были книги,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
В седьмой главе Онегин не появляется перед читателем ни разу, но он живет в любви Татьяны, в ее памяти, в ее пристальном внимании к вещам и книгам любимого человека, к каждому знаку, в котором «...Онегина душа себя невольно выражает...».

Татьяна в доме Онегина. Иллюстрации к роману художника Дмитрия Белюкина

Трагедия, начавшаяся во время свидания в саду, углубленная смертью Ленского и отъездом Онегина, продолжается и теперь, когда его нет. «Получив посланье Тани, Онегин живо тронут был», но не смог преодолеть своего эгоизма, равнодушия, сухости и глухоты душевной... Он не сумел понять Татьяну и приблизиться к ней. Теперь Татьяна узнала Онегина и тоже не сумела понять его. Мысли Татьяны о том, кого она полюбила, «по ком она вздыхать осуждена судьбою властной», - очень несправедливы, хоть во многом и верны:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес...
Татьяна не умеет мыслить иначе, чем научили ее сентиментальные романы. Человек, по ее мнению, может быть или прекрасным, или злым, ангелом или бесом, созданием ада или неба... А Пушкин знает, что добро и зло живут
в одном и том же человеке; что один и тот же человек может быть прекрасным или отвратительным; что Онегин не демон и не святой; он человек, страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре...
Может, если бы Татьяна смогла дольше пробыть наедине с самой собой в доме Онегина, глубоко погрузиться в его мир, - она бы больше поняла. Но именно в этот самый момент глубокомысленные соседи решают, что ей пора замуж, и советуют старушке Лариной везти ее
«В Москву, на ярманку невест!
Там, слышно, много праздных мест».
Принято считать, что молодость - самый легкий, беззаботный, свободный возраст. А ведь это не так. Очень много трудностей стоит перед человеком в юные годы: все еще неясно в жизни, и мучают бесчисленные вопросы: как сложится моя жизнь, кем я буду, найду ли свою любовь, свое счастье? Страшно за свое будущее; страшно быть не таким, как окружающие люди, а особенно - провинциальным, запоздалым, недостаточно модным... Всех этих мучений не избежала и Татьяна.
Быт московского барства хорошо знаком Пушкину. Эти старые полуживые княжны, «простертые на диванах» и живущие событиями полувековой давности; эти жеманные восклицания на «смешенье языков: французского с нижегородским» - все это Пушкин помнит с детства. А главное, что же находит Татьяна в этом мире, представлявшемся ей таким ярким, умным, блестящим?
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Всё в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...
...И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.

Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману. Художник Д. Белюкин
Но Татьяна знает иную жизнь: мечты, глубокие и сложные мысли, серьезные чувства, настоящие страдания и подлинные радости.

Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам... ...
И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», - в жизнь Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:

А глаз меж тем с нее не сводит

Какой-то важный генерал.


Иллюстрация к роману. Художник Е. Самокиш-Судковская

«Прощай! И если навсегда, то навсегда прощай».

Байрон

Мы не видели Онегина три года, расставшись с ним в горькую, переломную минуту его судьбы - он отказался
от любви, убил друга и ужаснулся тому, что совершил. Где он был эти три года, о чем думал, что чувствовал?

Окончательный текст романа - восемь глав - не дает нам ответа на вопрос, где был Евгений целых три года.
Но сохранились отрывки из его путешествия: ведь Пушкин сначала предполагал, что роман будет состоять
из девяти глав: восьмая расскажет о странствиях Онегина, а девятая - о его встрече с Татьяной в Петербурге. Отрывки из путешествия Онегина помогают понять, что пережил он, к чему пришел, с каким душевным грузом явился в большой свет осенью 1824 года.
Даже самый маршрут Онегина интересен:
Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Кавказ - Крым - Одесса... Евгений, ничего не видевший, кроме Невского проспекта да своего поместья, узнаёт свою страну, ее историю, не может не задуматься о её прошлом и настоящем.
Символ русской вольности - Новгород Великий, Волга и «разбойные» песни бурлаков про Стеньку Разина, Кавказ с цветом русского офицерства, пропитанного южно-декабристскими настроениями, наконец, Одесса весной и летом 1824 года - не раньше и не позже, чем там был Пушкин...

Евгений возвращается в Петербург обновленным. Он так много увидел и глазами, и сердцем, что не мог не измениться.

Онегин. Возвращение в Петербург.
Иллюстрация к роману.
Художник Д. Белюкин
И вот кульминация восьмой главы: встреча Татьяны и Евгения. Онегин узнает Татьяну сразу, но не может поверить... чему? Не тому, что она изменилась. Зная жизнь света, он может себе представить, как трудно было небогатым Лариным выбраться хотя бы в Москву. Где могла познакомиться Татьяна с блестящим генералом? Как сумел он оценить ее, если сам Онегин... оценил, но побоялся ошибиться! Не изменения в характере или внешности Татьяны, но изменения в ее судьбе кажутся ему невероятными. На вихрь вопросов лучше всего отвечает сам генерал.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?» -
спрашивает Онегин, уверенный, что ошибся.
Он говорит князю «ты» - и это доказательство,
что муж Татьяны вовсе не старик.
Князь настроен благодушно:
-Ага! Давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. –

«Да кто ж она?» - Жена моя.


Иллюстрация к роману. Художник Е. Самокиш-Судковская


Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману. Художник Л. Тимошенко
При первой же встрече в свете, мы видим то новое, что появилось в Татьяне: она стала сдержанной:

Ей-ей! не то чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Законы света жестоки. Если не подчиняться им, они сомнут человека. Татьяна выполнила эти законы только в одном: заперла свою душу так крепко, что до нее не добраться теперь - даже Онегину.

Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о «девочке несмелой». И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением,
а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в ней. Пушкин знает психологию человеческую, и мужскую в особенности:
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай, -
горько шутит он.
Но в размышлениях Онегина о Татьяне видно
и глубокое понимание того, что произошло:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Не просто изменилась, но «вошла в роль» - значит, Онегин понимает, что на самом деле Татьяна осталась прежней, что в душе ее, под маской равнодушной княгини, «законодательницы зал», живет та же «девчонка нежная», грустившая о нем «во мраке ночи», цельная, чистая, любящая, страдающая.
Любви все возрасты покорны...
Эта строчка стала поговоркой, ее повторяют, не вдумываясь, а между тем
она начинает одну из самых трагических и самых глубоких строф романа.
Но юным девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют –
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Любовь зрелого человека трагична. И не только потому, что зрелый человек чаще всего имеет семью, которая становится несчастной, если он ее оставляет (так и здесь: Онегин свободен, но у Татьяны есть муж, который любит ее и гордится ею).

Это очень страшно - купить свое счастье ценой несчастья близкого человека. Сердце Евгения, закрытое для творчества, для любви, для тоски по делу, равнодушное сердце разочарованного денди, переполнилось новыми чувствами еще во время путешествия. Он возродился к жизни, а возродившись, полюбил ту самую женщину, которую не умел любить прежде, которая суждена ему судьбою.
Главные герои - Он и Она - меняются ролями к концу книги. Сначала Она любит Его, а Он
не замечает Её. Она пишет Ему письмо и выслушивает Его проповедь... Потом Он любит Её,
а Она не замечает Его. Он пишет Ей письмо и выслушивает Её проповедь - только и всего...
Но это простое построение только подчеркивает сложность человеческих переживаний, внешне укладывающихся в такую нехитрую схему. Нигде так глубоко, так полно не раскрывается характер человека, как в любви: насколько же возвышенная любовь юной, неопытной Татьяны не похожа на возвышенную
любовь зрелого Онегина! И насколько глубже и прекраснее чувство Онегина!

Теперь ему даже подумать страшно о тех временах, когда он отверг свою любимую. Он не может понять себя самого, каким был он тогда, - не может, потому что теперь он другой. Если бы он, такой, как теперь, встретил Татьяну в деревне! Может, были бы они счастливы; может, и Ленский остался бы жив... Но увы, так вот и случается в жизни: опыт приходит слишком поздно, и горько приходится каяться за необдуманные поступки,
и ничего в жизни нельзя повернуть вспять... Онегин стал другим, а Татьяна осталась прежней.

Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал! ...
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
«Равнодушная княгиня», оказывается, называет светскую жизнь «постылой», мечтает о сельском кладбище, бедном доме, диком саде... Свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа ее осталась прежней - но ведь прошло три года, она стала старше, многое узнала и увидела, - конечно, она не осталась совсем такой, как была. Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, мудрее, научилась оберегать свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше привлекает к ней Евгения.
В марте 1825 года, потеряв надежду на личное сча­стье, Онегин оказывается один в Петербурге. Что с ним будет? Запрётся ли он снова в кабинете, бросится в свет­ский омут, найдет дорогу к декабристам? Этого мы не знаем. Пушкин написал и сжёг десятую главу романа, до нас дошли лишь зашифрованные от­рывки этой главы, которая долж­на была рассказать читателю о декабристах. Нам очень хочется думать, что Онегин, по замыслу Пушкина, дол­жен был найти себе место на Сенатской площади. Очень хочется думать так.

Но в основном тексте ро­мана Онегин остается на распутье - и читатель вместе с ним еще раз задумывается: что же есть жизнь? Как надо жить? Куда идти? Кого любить? С кем и за что бороться? Среди этих размышлений Пушкин оставляет своего читателя. Он прощается с ним, как всегда, шутливо и, как всегда, - за шуткой очень серьезно:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти
За сим расстанемся, прости!
Литература:

  1. Прочитаем «Онегина» вместе / Н. Г. Долинина. – М. : Изд-во «Детская литература», 1985.
  2. Герои Пушкина / А. Архангельский. – М. : Высш. шк., 1999.

В публикации использованы иллюстрации к роману «Евгений Онегин»
художников: Л. Я. Тимошенко, Е. П. Самокиш-Судковской, Д. А. Белюкина, А. М. Кравчук

© Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина, 2022
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website